Внедрение Microsoft Dynamics NAV
на ПАО «Житомирский маслозавод» (компания «Рудь»)
ПАО “Житомирский маслозавод” – один из лидеров в производстве мороженого под торговой маркой “Рудь”, а также крупнейший производитель молочной продукции, сухого обезжиренного молока, сливочного масла и сыра в Украине. На сегодняшний день суточная производственная мощность составляет около 150 тонн мороженого. Часть продукции успешно экспортируется в Чехию, Германию, США, Израиль и др.
Специфика отрасли:
- сезонность (падение производства в зимние месяцы достигает 10% от общей мощности завода);
- ограниченный срок годности продукции;
- дефицитное сырье и жесткая конкуренция за поставщиков;
- непостоянное качество сырья (молока) и, как следствие, неустойчивость рецептуры.
Организационные и рынковые предпосылки:
- Отсутствие оперативного доступа к информации о складских и потраченных запасах усложняло планирование закупок и производства.
- Отсутствие системы взаимодействия с поставщиками приводило к невыгодным для предприятия контрактам.
- Повышение конкуренции со стороны известных зарубежных брендов создавало угрозу для сохранения лидирующей позиции на рынке.
Было крайне важно обеспечить производство и продажу максимального количества продукции в короткий сезон, поскольку порог вхождения на украинский рынок новых игроков достаточно низкий.
Критически увеличилась потребность в получении оперативной информации о деятельности бизнеса, оптимизации отношений с поставщиками и заказчиками, минимизации затрат и оптимизации планирования производства, что стало обоснованием для внедрения ERP системы.
Для решения этих задач руководство компании выбрало систему управления ресурсами предприятия Microsoft Dynamics NAV, призванную заменить локальную учетную систему и обеспечить соответствующую возросшим требованиям функциональность.
Выбор системы Microsoft Dynamics NAV руководством Житомирского маслозавода был продиктован не только широкой базовой функциональностью продукта, но и возможностью удовлетворить специфические требования, связанные с отраслевой спецификой.
Решение
Консультанты Innoware предложили решение на основе Microsoft Dynamics NAV, которое включает следующие функциональные блоки:
- производство (учет сырья);
- логистика (закупка, продажи, управление складом);
- бухгалтерский и финансовый учет;
- управление отношениями с клиентами (контроль сроков оплаты, сбор статистической информации о предпочтениях покупателя, контроль и график отгрузок).
Решение позволяет связать данные о производстве со складами для возможности оперативного реагирования на заказы клиентов и отслеживать текущие заказы в производстве.
Также было предложено ввести единые стандарты на основе производственных бизнес-процессов:
- управление данными о готовой продукции, в том числе управление информацией по участкам производства – рабочих центрах и технологических маршрутах;
- прием заказов;
- управление цеховым производством и контроль в цехах (в том числе учет таких показателей, как учет брака, учет вариантов);
- распределение транспортных расходов по видам сырья.
Создание долгосрочного плана производства ряда готовой продукции до внедрения Microsoft Dynamics NAV было практически невозможным из-за особенности спроса со стороны основных заказчиков продукции Житомирского маслозавода.
Для эффективного решения этой задачи консультанты Innoware предложили внедрение модуля производства. Он позволяет составлять уточненный оперативный план производства, рассчитывать потребность в сырье, материалах и полуфабрикатах на основании принятых заказов с учетом уже сформированного плана-графика производства и существующего запаса сырья.
Это создает дополнительное конкурентное преимущество для компании – выполнение заказов от дистрибьюторов в полном объеме. Благодаря этому можно точно спланировать время прибытия транспорта за готовой продукцией, уменьшить время отгрузки готовой продукции и организовать оптимальную работу бригады грузчиков на складах.
Для решения отраслевой специфики предприятия в области закупок был доработан справочник контрагента с учетом таких разделов: контактная информация, разбивка по районам и селам, условия отгрузки и закупки, привязка цены к контрагенту.
При закупке молока ведется учет молока в базисном и натуральном выражении. Кроме этого, под нужды высокотехнологичного производства мороженого был введен учет качественных характеристик молока жирность, плотность/белок, сортность, охлаждение, загрязненность.
Результат
В результате внедрения решения предприятие получило прозрачность в организации товародвижения, уменьшились складские запасы и снизились расходы. Руководство маслозавода получило мощный аналитический инструмент для прогнозирования деятельности компании, что положительно отразилось на формировании эффективных отношений с клиентами и поставщиками.
В рамках проекта были выполнены следующие задачи:
- Регламентация управленческого учета, который содержит описание и формы доработанных первичных документов и отчетов, порядок заполнения и обработки документов, списки ответственных исполнителей, сроки заполнения документов и т.п.
- Расчет плановой себестоимости.
- Планирование с учетом качественных характеристик сырья и готовой продукции, существующих нормативов и бюджетов.
- Подходы к оптимизации портфеля товарной продукции.
- Планирование и формирование портфеля продукции от ожидаемых объемов переработки молока.
- Разработка процедур маршрутизации сырья.
- Контроль и учет расхода сырья, расчет стоимости сырья по партиям продукции с учетом качественных характеристик сырья и действующей системы оплаты за молоко.
- Списание сырья по методу «от сырья» без использования агрегированных нормативов на тонну продукции.
- Электронные модели производственных отчетов.
- Разработка подходов к расчету ценности белка, жира и сырья в целом, в зависимости от выпускаемой продукции, характеристик используемого сырья и действующей системы оплаты за молоко на предприятии.
- Расчет прибыльности продукции на тонну использованного сырья в соответствии с ГОСТ.
- Создание модели планирования, оптимизации и контроля транспортных расходов.